Финансовая пирамида

Схемы финансовых пирамид

Виды финансовых пирамид

Внимательно изучая деятельность финансовых пирамид, эксперты и аналитики не перестают утверждать, что главным «двигателем» популярности такого вида мошенничества является желание «инвестора» получить «все и сразу». Чтобы привлечь людей к участию в проекте необходимо не только желание, но и доверие. Наученные горьким опытом «вкладчики» должны убедиться в платежеспособности системы, поэтому организация должна производить какие-то выплаты.

Особенно «больным» в наше время является фактор поголовного желания легкого заработка в сети, когда деньги хочется получать за простой выход в интернет вместо надоевшей ежедневной рутины. Тиражируемые легенды о быстром заработке, сайты-фейки, проверяющие различные опционы, и очередной видеокурс с «креативным» названием «Как заработать миллион!?» – гвоздями вбивают в жаждущие наживы умы мифы о том, что деньги могут «сыпаться с неба», если только найти этот правильный метод, оказывающийся в итоге той самой финансовой пирамидой.

Чтобы понять, как работает ФП, необходимо рассмотреть вопрос с учетом существующей классификации таких «проектов». Пирамиды принято делить на три основных типа, каждый из которых имеет свои схемы и методы работы и организации. Понимая принципы построения ФП, можно практически безошибочно отличать сомнительные проекты от сетевого маркетинга. Что очень важно в условиях, когда организаторы компаний делают все возможное, чтобы они не отличались от легальных.

Официальная классификация ФП:

  • Одноуровневые финансовые пирамиды;
  • Многоуровневые финансовые пирамиды;
  • Матричные финансовые пирамиды.

Схема Понци: одноуровневая финансовая пирамида

Особенностью классических одноуровневых финансовых пирамид является фактор привлечения новых участников силами самого организатора. В данном случае «инвесторы» выступают лишь в роли «пассивных кошельков», главным делом которых становится обеспечение денежного оборота.

Известны случаи, когда для наработки доверия первые выплаты осуществлялись за счет средств самого организатора, что помогало существенно увеличить вкладываемые суммы уже действующих участников и привлечь новых за счет эффекта «сарафанного радио».

При достижении определенного количества вкладчиков предприятие переходит на самообеспечение, формируя выплаты за счет внесения новых средств. Однако такая ситуация сохраняется до первого большого оттока средств, в котором ФП показывает свою несостоятельность, что вызывает панику участников, которая выражается в лавинообразном «закрытии вкладов».

Срок существования у схемы Понци, как правило, находится в рамках от полугода до двух лет. Главная стратегия продвижения – агрессивный маркетинг, использующий популярных медиа-личностей и ньюс-мейкеров, выступающих символами «надежности и доверия».

Многоуровневая финансовая пирамида

Схема работы многоуровневой финансовой пирамиды наиболее напоминает классическую схему сетевого маркетинга, при которой каждый участник проекта должен пригласить максимально возможное для него количество «инвесторов», за счет средств которых формируются его выплаты.

Однако в отличие от структуры МЛМ в процессе опущена составляющая реального продукта, а именно – продуктом является необеспеченная мифическая ценная бумага или доля в инвестиционной компании. Зачастую такие организации позиционируют себя как инвестиционный проект, но в отличие от реальных проектов не ведут хозяйственной деятельности, не имеют допуска к обороту ценных бумаг и заявляют доходность на порядок выше рыночного уровня. В отдельных случаях обещанная прибыль может исчисляться сотнями, а то и тысячами процентов годовых.

Особо «изобретательные» организаторы многоуровневых пирамид, стараясь быть максимально похожими на сетевой маркетинг, для отвлечения внимания участников могут использовать неликвидные товары с завышенной стоимостью, однако при этом структура не изменяется. Срок существования проекта обычно составляет не более 12 месяцев.

Матричная финансовая пирамида

Данная категория организаций является самой молодой на рынке, и многие участники матричных структур еще уверены, что на самом деле это уникальный способ инвестирования, который позволяет зарабатывать приличные деньги.

Принцип работы финансовой пирамиды этой группы напоминает многоуровневый, но является несколько более сложным. Первоначальным этапом становится внесение инвестором определенной суммы и ожидание финансового насыщения «своего» уровня, который после заполнения делится на два одинаковых структурных элемента. При этом сам инвестор переходит на уровень выше.

Задача участника заключается в том, чтобы выйти в своей матрице на первый уровень. Для того, чтобы ускорить этот процесс, он должен привлекать новых вкладчиков. А когда поставленная цель выполнена – инвестор получает вознаграждение или его денежный эквивалент.

По сути, происходит следующее действо: нижестоящие участники просто «скидываются» на подарок участнику первого уровня. Вроде бы «рабочая» схема, но ни в одном проекте матричной финансовой пирамиды невозможно найти четких условий заполнения матрицы каждого уровня. Информация всегда будет размытой и абстрактной.

Срок существования проекта зависит от установленных изначально условий и терпения инвесторов. Матричная структура – самая долгоживущая мошенническая схема из известных.

Сравнительная характеристика рассматриваемых видов ФП

Показатели для сравнения ФП Одноуровневые Многоуровневые Матричные
Структура пирамид Организатор проекта аккумулирует поступающие деньги. В своих руках. Одна часть поступлений распределяется между участниками, другая – остается у создателя мошеннической схемы. Создатель ФП контактирует с представителями первого уровня, которые привлекают новых участников 2-го уровня и т.д. Основой ФП этой группы являются несколько участников (создателей) проекта. Цель каждого инвестора заключается в том, чтобы подняться в своей пирамиде на первый уровень.
Источники дохода Инвестиции участников, реже – взносы благотворительных фондов. Капиталовложения участников проекта. Капиталовложения инвесторов, реализация какого-нибудь товара.
Средний срок «жизни» ФП Организации этой категории могут просуществовать достаточно долго. Все зависит от организаторов проекта и их умения убеждать потенциальных клиентов. В большинстве случаев подобные схемы через 10-12 месяцев прекращают свою деятельность. ФП этой категории могут существовать продолжительный период времени. Часто организаторы самостоятельно принимают решение о закрытии проекта.

Как работают современные пирамиды

Современная финансовая пирамида существенно отличается от своих «предшественниц», и в первую очередь это отличие обусловлено глобализацией, позволившей в корне изменить принципы донесения и распространения информации.

Сегодня количество участников аферы определяется не столько цепляющим сценарием ролика про покупку новых сапогов и шубы, сколько подобранными тегами, ключевыми словами и «дорогим» дизайном сайта. Хотя и последним уже тоже никого не удивишь.

А еще теперь не нужно никуда ходить, стоять в очередях или с нетерпением ждать новой газеты с курсом ваучера. Современная финансовая пирамида «приходит» сама, имея гораздо более высокий уровень проникновения в сознание, чем незабываемый Леня Голубков.

Одним из главных приемов мошенников считается ограничение «клиента» во времени принятия решения. Если раньше, по дороге домой «за деньгами», у человека еще был шанс одуматься, то сегодня от принципиального решения до фактического взноса проходят считаные секунды.

Отличие МЛМ от финансовой пирамиды

Многие сравнивают сетевой бизнес с финансовыми пирамидами и на первый взгляд они действительно имеют сходства. Инвестиционные пирамиды содержат элементы многоуровневого маркетинга, однако суть этих понятий разнится в корне.

Сетевой маркетинг (также многоуровневый маркетинг, МЛМ) — концепция реализации товаров и услуг, где каждый торговый агент, помимо сбыта продукции, обладает правом на привлечение партнеров. Участники дистрибьюторской сети получают доход в виде комиссионных за реализацию продукции и различных бонусов, которые зависят от объема продаж набранной ими партнерской команды.

Основной принцип работы МЛМ — “делай сам, и если тебе это нравится, поделись информацией с другом”.

Сетевой маркетинг можно рассматривать как форму розничной торговли, прямые продажи, при которых консультанты компании персонально устанавливают контакт с покупателем на основе личных связей.

Многоуровневый маркетинг успешно реализуют в разнообразных направлениях товарного бизнеса. Его используют компании, которые специализируются на продаже косметики (Oriflame, Avon, Mary Kay, Faberlic), бытовой техники и посуды (Kirby, Tupperware, Vorwerk, Zepter), нелекарственных средств (Vitamax, Nature’sSunshine Products, Infinitus). Индустрия МЛМ занимает одно из первых мест в мире по темпам развития, а годовой оборот крупнейших корпораций доходит до $9 млрд.

Когда многоуровневый бизнес показал свою эффективность — активизировались мошенники, которые создали феномен финансовых пирамид и попросту очернили саму суть МЛМ. С развитием индустрии сетевого маркетинга, инвестиционные пирамиды все чаще маскируются под него.

Главный признак финансовой пирамиды кроется в источнике заработка. Члены структуры получают доход за счёт постоянного привлечения новых людей: первые инвесторы получают процент от средств, которые вложат в компанию последующие участники системы. Заработок зависит именно от количества людей, которых вы приглашаете в компанию.

Учредители денежных пирамид обещают людям высокий уровень дохода, который невозможно поддерживать длительное время. В большинстве случаев они маскируются под инвестиционные, благотворительные фонды, бизнес с товаром, не имеющим реальной стоимости, или просто обещают делать деньги «из воздуха». Как правило, такие компании — чемпионы по скорости развития, но существуют короткое время (1-3 года). Пирамиды вне закона во многих странах мира, однако в СНГ нет прямого запрета на их работу. Как правило, деятельность финансовых пирамид попадает под статьи о мошенничестве и незаконном предпринимательстве.

Вспомним финансовую пирамиду “МММ” (начало 90-х гг.), закончившуюся громким крахом. Также крупными финансовыми пирамидами в 90-х и 2000 годах были “Властилина”, “Русский дом Селенга”, “Тибет”, “Хопер-инвест” и “Рубин” (“САН”). Счет пострадавших от их деятельности людей шел на миллионы, организаторы получили реальные сроки лишения свободы.

Главное отличие сетевого маркетинга от пирамиды в том, что в основе сетевой компании лежит реальный продукт, который нужно продвигать и продавать. Принцип работы финансовой пирамиды заключается в постоянном получении денежных средств с ее участников.

В структуре маркетинга и пути заработка пирамиды видны особенности, которые помогут не попасться на удочку аферистов. Рассмотрим принципы существования финансовых пирамид:

  • компании работают нелегально, занимаются привлечением клиентов, в основном, только через интернет, а средства хранят в офшорных зонах.
  • основатели финансовых пирамид уходят от ответов на вопросы о налогах, месте регистрации и легальности;
  • финансовые пирамиды либо не имеют продукта вообще либо его цена не соответствует ценности,
  • единственный источник заработка пирамиды — постоянные взносы участников;
  • задача участников пирамиды — привести в компанию как можно больше платежеспособных клиентов.

В отличии от МЛМ компании, которая предполагает многолетнее партнерство и стабильное развитие структуры, любая финансовая пирамида рано или поздно потерпит крах. Пирамиды собирают вклады от участников и до какого-то времени выплачивают по ним комиссионные. Но, когда приток новых людей становиться всё меньше, а выплаты нужно продолжать делать — компания прекращает свое существование, а все вложенные деньги остаются у создателей пирамиды.

Мошеннические проекты существуют недолго, в то время как многие МЛМ компании работают десятилетиями и составляют активную конкуренцию традиционному бизнесу. Это подтверждается на примере интернациональных сетевых компаний (Amway основана в 1959,Mary Kay — в 1963, Оriflame — в 1967) . С каждый годом они всё больше масштабируются и предоставляют партнерам реальную ценность. Рассмотрим показатели успешного сетевого бизнеса:

  • компания оформлена официально, получены лицензии и все нужные документы в соответствии с законодательством конкретной страны. Документация компании в свободном доступе на сайте;
  • сетевая компания имеет свой высококачественный реальный продукт, который можно купить по выгодной цене только у ее дистрибьюторов;
  • оборот товара в сетевой компании происходит независимо от того, есть ли приток новых консультантов;
  • имеется перспектива роста по карьерной лестнице, а заработок зависит от объема продаж продукции;
  • сетевую структуру, которую развивают годами, можно передать наследникам или продать как долю в бизнесе.

Работа в сетевом маркетинге основывается на поддержке и обучении партнеров, что является залогом успешной работы. Цель МЛМ — популяризация продукции, повышение товарного оборота и финансового благополучия каждого дистрибьютора. Для достижения желаемого, сетевики используют метод дупликации. Он подразумевает под собой доведение до автоматизма успешных последовательных действий, ведущих к цели — «делай как я и обучай других делать так же». Спонсор заинтересован в развитии каждого члена своей команды. Вырастив лидеров, он получит дополнительные бонусы и возможность масштабировать структуру до неограниченных размеров.

Поль Гетти, один из богатейших людей США, сказал: «Я предпочитаю получить 1% дохода от усилий 100 человек, чем 100% от своих собственных усилий». Эта цитата позволяет понять перспективу и силу дуплицирования, которое активно используют лидеры МЛМ.

Эффективность базовых принципов сетевого бизнеса дополняют и пропорционально усиливают новые технологии. Совместив современные методы веб-продвижения и проверенные поколениями правила работы с сетевой структурой, Вы получите дополнительные возможности для быстрого развития компании и привлечения внимания более широкой аудитории.

В отличии от пирамид, сетевой маркетинг — это упорный труд для достижения желаемого результата, успех которого всегда базировался на качестве продукции, эффективности обучения и поддержке новичков.

Статья написана при поддержке команды FlawlessMLM

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Ссылка на основную публикацию