Повышение квалификации персонала

Повышение квалификации персонала

В условиях рыночной конкуренции качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. Подбирая претендента на должность, часто используют единственный критерий Ї результативность работника на прежнем рабочем месте. Но, следует помнить, что данная характеристика не отражает в полном объёме его возможностей при переходе на новое место. Дополнительно следует учитывать не только профессионально Ї квалификационные, но и индивидуально-личностные характеристики персонала. Именно они позволяют быстро адаптироваться к специфике нового рабочего места (новым функциям, характеру принимаемых решений, коммуникаций, особенностям взаимодействия). Эта информация содержится в личностных спецификациях.

Отбор работников, подлежащих обучению, и формирование учебных групп производится с учетом потребности в обучении новичков либо в повышении квалификации работающего персонала.

Рост значения обучения и повышения квалификации персонала для современного предприятия обусловлен следующими факторами:

  • — обучение персонала обеспечивает более эффективное по сравнению с конкурентами решение поставленных задач, что является дополнительным источником прибыли организации;
  • — изменение и совершенствование знаний, умений и навыков персонала способствуют быстрой адаптации организации к изменяющимся внешним условиям;
  • — обучение позволяет организации решать вопросы долгосрочного гарантированного найма работников.

Цели и потребность в обучении определяются исходя из анализа стратегии развития предприятия, анализа характера изменений или ужесточения требований к персоналу, анализа результатов его оценки. Цели обучения представляют собой конкретные стандарты, которые должны быть достигнуты работником в его практической деятельности за счет приобретения в процессе обучения дополнительных знаний, умений и навыков. Определение целей, потребностей и задач обучения производится специалистами кадровых служб (ответственными за работу с персоналом в небольших организациях) в тесном контакте с непосредственным руководителем. Такую работу целесообразно производить в зависимости скорости изменения внешней среды 1-3 раза в год. Те же лица определяют характер распределения полномочий и ответственности между теми, кто организует работу по обучению персонала. На основании четко и однозначно сформулированных целей, потребностей и задач обучения, конкретных требований к приобретаемой квалификации определяются формы и методы обучения. Существуют две основные формы обучения и повышения квалификации:

С отрывом от работы. Оно включает разнообразные виды обучения за пределами организации. Предприятие выбирает специализированное учебное заведение (вуз, техникум, курсы), заключает договор на обучение своего работника и согласовывает с учебным заведением программу обучения.

На рабочем месте. Данная форма является наиболее распространенной, так как обеспечивает быструю окупаемость собственных средств, вложенных в обучение. Её популярность определяется ещё и тем, что работник имеет возможность внедрять полученные знания и умения непосредственно на работе, что увеличивает доходность организации. Обучение на рабочем месте способствует также лучшему усвоению материала. Кроме того, наличие четких целей обучения является дополнительным моральным стимулом для повышения квалификации.

Способами обучения и повышения квалификации на рабочем месте являются:

  • — Стажировка. Стажировка заключается в изучении работником особенностей труда на определенном рабочем месте, входящем в состав организационной структуры самого предприятия или других отечественных и зарубежных компаний. Одной из форм стажировки является ротация- перевод работника в другие подразделения и на другие должности. Освоение специфики профессиональной деятельности осуществляется в процессе работы. Такую форму целесообразно использовать перед назначением на руководящую должность, для получения наиболее полного представления о характере труда подчиненных. В случае прохождения стажировки за пределами организации ее руководство заключает соответствующий договор (на той или иной основе) с предприятием, на базе которого будет проходить стажировка. Стажировка проходит по специально разработанной программе.
  • — Учебные курсы и сборы. Занятия проводятся непосредственно на рабочем месте, в помещениях, приспособленных для обучения, или в учебных центрах предприятия. Они обычно организуются на крупных торговых предприятиях. Обучение ведет либо непосредственный руководитель, либо другие руководители и специалисты организации, либо приглашенные специалисты других предприятий, учебных центров и заведений. Занятия могут производится с целью информирования работников о наиболее актуальных проблемах функционирования предприятия, приобретение навыков выполнения конкретных обязанностей, приемов работы, выработки навыков группового взаимодействия, поиска путей решения возникших проблем и их оптимизации. Занятия производятся как в рабочее время, так и нерабочее. Целевой характер обучения обуславливает его длительность. Продолжительность обучения не превышает, как правило, 3-5 дней. Исследования показывают, что в среднем данная форма обучения при грамотной ее организации способствует росту объема продаж на 10-30 %.
  • — Собеседование с непосредственным руководителем. Данный способ обучения наиболее эффективен с точки зрения приобретаемой работником квалификации. Однако он требует от руководителя достаточно больших затрат времени. Использование этой формы особенно эффективно совместно с делегированием полномочий.
  • — Наставничество. Является одним из самых распространенных методов повышения квалификации. Функции наставника могут быть различными и определяются системой управления персоналом, действующем на данном предприятии. Важную роль в обучении торгово-оперативного персонала играет обучение методом «делай как я». Оно проводится в режиме реальной рабочей обстановки путем копирования обучаемым действий прикрепленного специалиста при непосредственном его инструктировании и под его контролем. Положительным моментом является дешевизна и быстрота освоения навыков, недостатком- возможные убытки в результате порчи товарно-материальных ценностей, наличия претензий со стороны покупателей, клиентов, неудовлетворенного спроса. Для снижения этих потерь необходимо наличие личного контакта обучаемого с наставником, грамотный подбор последнего (с учетом личных качеств, наличия у него склонности к обучению, профессионализма), инструктирование самих наставников по вопросам применения методики обучения.

Обучение персонала на рабочем месте проводится с помощью различных методов, выбор которых зависит от целей и задач обучения. К наиболее распространенным методам обучения на торговых предприятиях относят следующие:

Чтение лекций. Это форма аудиторного обучения, осуществляемая с целью информирования работников по тем или иным вопросам функционирования организации (знакомство с практикой применения действующего законодательства, современных методов и приемов обслуживания, решения возникающих проблем и права собственности.). Лекции часто дополняются включением слушателей в процесс обсуждения изложенного материала. Такой подход способствует усвоению материала и позволяет наметить пути решения проблем, возникающих на рабочих местах обучаемых работников.

Кейс-стади — в буквальном переводе с английского «изучение случая, конкретной ситуации». С помощью этого метода осуществляется тренинг навыков выполнения операций, человеческого общения, оценки ситуации и принятия соответствующих решений. Суть заключается в совместном разборе деловой ситуации, с которой обучаемый может столкнуться в процессе своей профессиональной деятельности. В процессе обучения осуществляется разбор факторов, влияющих на выработку решения, анализируются мнения, альтернативы.

Среди других методов обучения можно назвать деловые и ролевые игры, моделирование реальных условий труда, просмотр видеофильмов, программное компьютерное обучение, метод обсуждения, дискуссий, самостоятельное обучение и права собственности. Разнообразные тренинги формируют навыки выполнения конкретных операций, умение слушать, говорить, быстро читать, решать проблемы, работать в команде, взаимодействовать в группе.

Перемещение работника в организации также может использоваться в качестве формы повышения квалификации персонала. В организациях такой подход практикуется перед повышением в должности, для того чтобы работник мог лучше понять специфику труда подразделений, которые в дальнейшем будут функционировать под его руководством. Переводы могут осуществляться по инициативе администрации, работника и третьих лиц.

Определение и повышение квалификации работника согласно законодательству

Квалификация работника — это уровень его подготовленности к профессиональной деятельности. Трудовой кодекс определяет термин «квалификация работника» как уровень профессиональных знаний, навыков и умений работника, подтвержденный документами об образовании.

Содержание статьи:

Что дает работодателю повышение квалификации работников

Основная цель мероприятий по профессиональной подготовке сотрудников — улучшение теоретических знаний и практических умений в рамках профессии.

Повышение квалификации персонала имеет следующие преимущества:

  1. Применение новейших технологий. Многие организации имеют возможность внедрить в производство новую технику. Но она часто не используется, так как в компании нет сотрудников, способных работать с ней (см. Внедрение CRM-системы для увеличения прибыли компании).
  2. Квалификация работника характеризуется продуктивностью его работы. Ее повышение позволит удовлетворить потребности клиентов и повысить конкурентоспособность организации.
  3. Выявление профессионалов, которые могут занять руководящую должность. В ходе обучения наилучшим образом проявляют себя люди, имеющие лидерские качества и способности к руководству.
  4. Способность быстро реагировать на изменение рынка. Высококвалифицированные сотрудники могут быстро реагировать на изменение потребностей клиентов.
  5. Опытные специалисты могут выполнять различные задачи и улучшить производительность организации (см. Сколько стоит повышение производительности труда?).
  6. Гарантированная занятость сотрудников.
  7. Забота руководства о сотрудниках стимулирует их к улучшению производительности.

Как определяется квалификация, что понимается под квалификацией работника?

Уровень квалификации руководящего персонала, специалистов и служащих определяется их опытом и образованием:

  • Специалисты наивысшей квалификации имеют ученые звания и степени.
  • Высшей квалификации — высшее образование и опыт.
  • Средней квалификации — среднее или средне-специальное образование.
  • Специалисты — практики не имеют специального образования, но занимают должности специалистов и руководителей.

Уровень квалификации работников производства определяется разрядами. Они присваиваются в зависимости от профессиональной подготовки.

  • Неквалифицированные рабочие не проходят специальную подготовку. Они заняты на обслуживающих и вспомогательных работах.
  • Малоквалифицированные рабочие проходили подготовку в течение нескольких недель. Они выполняют несложную работу.
  • Квалифицированные рабочие учатся несколько лет и имеют опыт работы. Они выполняют сложные строительные, ремонтные и прочие работы.
  • Высококвалифицированные рабочие проходят подготовку более 2 лет и обладают большим практическим опытом. Они работают со сложным оборудованием и выполняют ответственную работу.

Цели повышения квалификации для работодателя и персонала

Профессиональная подготовка подразумевает не только обучение на рабочем месте или в учебном заведении, но и обмен знаниями, самообразование, чтение специализированной литературы.

Цели повышения квалификации:

  • улучшение конкурентоспособности организации;
  • повышение способностей сотрудников адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка;
  • улучшение профессиональных навыков работников, их компетентности;
  • возможность для сотрудника построить карьеру;
  • улучшение взаимопонимания между сотрудниками и руководством организации;
  • повышение приверженности сотрудников своей компании, что позволяет снизить текучесть кадров.

Обязательное повышение квалификации согласно закону

Для некоторых профессий законодательством предусмотрено обязательное повышение квалификации. Организация повышения квалификации работников возлагается на работодателя. Отправляя работника на обучение, он обязан сохранить его рабочее место, освободить от должностных обязанностей на период подготовки и выплатить среднюю заработную плату за этот период.

Обязательное повышение квалификации проходят:

  • медицинские работники;
  • педагоги;
  • работники железнодорожного транспорта, если их деятельность связана с движением поездов;
  • водители автомобильного и городского электрического транспорта;
  • охранники.

Виды повышения квалификации работников, их особенности

В зависимости от специфики организации, сложности производства, цели обучения и навыков сотрудников чаще выбирают один из данных видов повышения квалификации работников.

  1. Краткосрочная подготовка. Рассматриваются отдельные проблемы, возникающие на конкретном производстве. После завершения проводится зачет или экзамен.
  2. Тематические семинары. Рассматривают проблемные вопросы, возникающие в отрасли, регионе или на предприятии.
  3. Длительное обучение. Проходит в образовательном заведении и подразумевает углубленное изучение проблем, связанных с профессиональной деятельностью. После завершения проводится аттестация.

Информация о результатах обучения передаётся в отдел кадров.

Где можно пройти профессиональную подготовку?

Согласно трудовому законодательству сотрудники могут обучаться в организации или в образовательном учреждении, прошедшем государственную аккредитацию. К таким учреждениям относят академии, курсы, институты, учебные центры.

Если обучение можно пройти без отрыва от производства, оно проводится на предприятии. Может проходить индивидуально или в группе.

Документальное сопровождение повышения квалификации

Повышение квалификации сотрудников оформляется следующими документами:

  1. Ученический договор, который является дополнением к трудовому. Он может заключаться как с действующим работником организации, так и с потенциальным.
  2. Программа подготовки и переподготовки кадров с указанием образовательного уровня и учреждения, в котором проводится подготовка.
  3. В соответствии с программой издаётся приказ о направлении сотрудника на обучение.
  4. Между организацией и учреждением, осуществляющим подготовку кадров, заключается договор.
  5. Документы, подтверждающие прохождение обучения: свидетельство, сертификат, диплом. Выдаются образовательным учреждением.
  6. Счёт фактура от учреждения, предоставляющего услугу.
  7. Документы, которые подтверждают оплату предоставленных услуг.

Сущность процесса подготовки и переподготовки кадров

В начале XX века основными функциями менеджмента были признаны планирование, координация, мотивация и контроль. В XXI веке в качестве полновесной функции управления к перечисленным выше методам присоединилось обучение. Без обучения сегодня не может существовать и развиваться ни малый бизнес, ни международная корпорация, ни государственное и муниципальное управление. Обучение становится неотъемлемой частью управленческого процесса в различных социально-экономических системах.

Обучение становится решающим фактором конкурентоспособности и успеха функционирования любой организации, любой социально-экономической системы. В тех видах деятельности, в которых конкретные знания быстро обесцениваются и теряют свою актуальность, очень важно постоянно проводить обучение персонала. В первую очередь это касается персонала управления. В условиях бурного развития теории и практики управления необходимо постоянно осваивать новые методы управления, в том числе и конкретные приемы и подходы. К ним относятся такие приемы, как мозговые атаки, работа в малых группах, техника эффективных коммуникаций, выделение ключевых вопросов, анализ слабых и сильных сторон, выработка стратегических планов, сбалансированная система показателей и многие другие.

В практике выделяют три основных направления обучения персонала:

— подготовка кадров, под которой понимают «организованное и планомерное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков»;

— переподготовка кадров «это получение персоналом новых знаний, навыков и умений в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к результатам и содержанию труда».

— повышение квалификации или усовершенствование персоналом своих знаний, умений и навыков в связи с ростом требований к профессии или продвижением по должности.

Повышение квалификации преследует цель усовершенствовать знания и практические навыки специалиста в связи с появлением новых технологий в профильной сфере или исходя из требований к занимаемой должности. Такие мероприятия, как правило, проводятся в специальных профильных учреждениях (ИПК – институт повышения квалификации), которые созданы на базе организации или являются общегосударственными. Здесь ключевую роль играет профиль, например, подготовка научных кадров проводится в одних учреждениях, а чтобы подготовить управленца определенного ранга, необходимо пройти совершенно другую программу.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров, наряду со стажировкой, являются структурными элементами системы дополнительного профессионального образования в России. Они способствуют устойчивому социально-экономическому развитию отраслей экономики, а также быстрой адаптации работников к непрерывным изменениям в технико-технологической и экономической сферах.

Переквалификация – это мероприятия, направленные на обучение сотрудника основам и нюансам новой профессии. Переподготовка может проводиться непосредственно на предприятии (период стажировки) под руководством наставника (мастер, начальник отдела, более опытный сотрудник).

С правовой точки зрения можно представить подход А.В. Пахунова, который считает, что «подготовка кадров и повышение квалификации персонала являются частью системы отношений трудового права и, хоть они и непосредственно связаны с ними, но являются отдельной категорией правоотношений и оформляются отдельным соглашением между работником и работодателем». При этом обучение и переобучение не рассматривается как прямая обязанность работника, а только лишь как вспомогательный инструмент, с помощью которого можно повысить качество его труда в рамках, возложенных на него должностных обязанностей.

В ст. 197 ТК РФ за работником закрепляется право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в том числе и на обучение новым профессиям. Но содержание данной статьи не позволяет однозначно утверждать, что работник имеет право требовать от работодателя направления на обучение или на курсы повышения квалификации. Решение о том, насколько производственной необходимостью обусловлена подготовка кадров и повышение квалификации персонала, принимает работодатель с учетом как потребностей, так и финансовых возможностей. Это право работодателя закреплено в ст.196 ТК РФ. Поэтому право на обучение персонала на производстве конкретный сотрудник должен рассматривать как потенциально имеющуюся возможность, не предъявляя при этом претензий работодателю.

Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, в соответствии с ч. 2 ст. 197 ТК РФ, могут быть реализованы только путем заключения двухстороннего договора, второй стороной которого является работник. Согласно закону, для заключения такого документа необходимо согласие обеих сторон. Поэтому, когда одна из них – работодатель – такого согласия не дает, договор просто невозможно оформить. То есть работник имеет право обратиться к работодателю с просьбой о профессиональном переобучении или повышении квалификации, но и у работодателя имеется право ему в этом отказать.

Следует учесть, что есть некоторые категории работников и профессий, для которых профессиональное переобучение является обязательным условием для исполнения трудовых обязанностей. К таким работникам, например, относятся медики и фармацевты, научно-педагогические кадры, транспортники, которые через определенные промежутки времени должны подтверждать свою профессиональную пригодность сертификатами и удостоверениями, которые выдаются после прохождения курса обучения.

Основные особенности переподготовки и повышения квалификации кадров

Таблица 1 — Основные особенности переподготовки и повышения квалификации кадров

Повышение квалификации персонала — залог успешного развития

Регулярные разработки, освоение и внедрение новых технологий на современных предприятиях привели к тому, что основная работа с кадрами стала заключаться в постоянном повышении квалификации сотрудников. Именно поэтому практически все усилия отделов кадров сегодня направлены, в первую очередь, на обеспечение предприятия квалифицированными работниками, что включает в себя и повышение квалификации всех сотрудников.

Еще каких-то двадцать-тридцать лет тому назад основная работа с кадрами на любом предприятии (независимо от того, производственное это предприятия, или предприятие, оказывающее услуги населению) заключалась в подборе работников соответствующей квалификации. Руководители же современных предприятий, ориентированные на постоянное развитие и совершенствование компании, считают, что подбор подходящих работников — это только начало создания профессиональной и квалифицированной команды, от которой зависит не только качество выполненных работ, но и прибыльность самого предприятия.

Регулярные разработки, освоение и внедрение новых технологий на современных предприятиях привели к тому, что основная работа с кадрами стала заключаться в постоянном повышении квалификации сотрудников. Ведь иногда намного проще и выгоднее повысить квалификацию уже имеющихся опытных сотрудников, чем нанимать новых работников, но без опыта работы. Руководители «серьезных» компаний понимают, что без решительных изменений в сфере подготовки и переподготовки персонала добиться каких-либо качественных изменений в работе компании невозможно. Именно поэтому практически все усилия отделов кадров сегодня направлены, в первую очередь, на обеспечение предприятия квалифицированными работниками, что включает в себя и повышение квалификации всех сотрудников.

Непрерывное образование персонала — основа развития предприятия

Наиболее оптимальным вариантом организации работы в сфере развития персонала является создание системы непрерывного образования сотрудников на основе грамотного сочетания разных форм подготовки новых сотрудников и переподготовки уже работающего персонала. При этом переподготовка должна включать в себя как получение второй профессии, так и повышение квалификации работников с учетом изменений в технологии и организации производства.

Суть непрерывного образования заключается в постоянной адаптации к современным условиям труда и периодическом повышении квалификации работников на протяжении всей трудовой деятельности. Принцип непрерывности должен обеспечиваться поэтапностью прохождения отдельных ступеней образования на основе постепенного усвоения знаний, навыков и умений. Иначе говоря, работник на протяжении всей своей трудовой деятельности находится в процессе обучения, повышая свою квалификацию и двигаясь по карьерной лестнице.

Основные цели повышения квалификации

Как правило, повышение квалификации направлено на достижение таких целей как:

  • Переход на более высокую карьерную ступеньку (например, в качестве руководящего персонала среднего звена или ведущего специалиста);
  • Приспособление работника к новейшим тенденциям в техническом и профессиональном развитии.

В первом случае повышение квалификации осуществляется путем посещения сотрудниками специальных курсов на самом предприятии или в профессиональной школе (учебном центре). При этом за работниками сохраняется рабочее место и выплачивается зарплата.

Во втором случае повышение квалификации предполагает проведение учебных мероприятий, сопровождающих трудовой процесс, непосредственно на самом предприятии (так сказать, без отрыва от производства).

Однако и в первом и во втором случае, профессиональная подготовка персонала подразумевает обучение трудовым навыкам при выполнении определенной работы без повышения общего образовательного уровня. Другими словами, курсы повышения квалификации не включают в себя общеобразовательные предметы (например, историю, географию, литературу и т.д.), и целиком направлены только на развитие профессиональных качеств работника.

Повышение квалификации — возможность для работника стать конкурентоспособным на рынке труда

Необходимо отметить, что в повышении квалификации персонала заинтересовано не только руководство предприятия, но и сами работники. В процессе обучения работник приобретает новые знания и навыки, соответствующие современным технологиям, что делает его более конкурентоспособным на рынке труда и открывает возможности для карьерного роста не только на «своем» предприятии, но и за его пределами. Кроме того, профессиональное обучение благоприятно сказывается и на общем интеллектуальном развитии человека, укрепляя его уверенность и веру в себя.

Повышение квалификации сотрудников: зачем, почему и как

Основа успеха любой компании – это, прежде всего, люди, их знания и умения. Даже специалистам самого высокого уровня время от времени требуется повышать свою квалификацию и узнавать что-то новое. Что уж говорить о молодом поколении, которое (как и все в молодости) только думает, что знает.

Однако сегодня у поколения миллениалов есть нечто большее, чем просто уверенность в себе. Смартфоны дали людям доступ к знаниям всего человечества и мгновенным советам специалистов с любой части света. Конечно, перспектива пойти на тренинг уже не кажется такой уж необходимостью.

Так как же вам мотивировать своих молодых сотрудников, с гибкими мозгами и энергией «через край» повышать свою квалификацию? Давайте сперва разберемся, для чего это нужно вам.

Согласно исследованиям компаний ANA и McKinsey, 89% маркетологов уверены в том, что регулярные тренинги и программа повышения квалификации сотрудников являются одним из составляющих успеха компании в целом. Почему тогда бюджет на обучающие программы всегда выделяется менеджерами «скрепя сердцем» и одним из первых сокращается в кризис?

К сожалению, не все понимают, почему тренинги – это так важно. Но реальность такова: типичный сотрудник сильно изменился за последнее время. Хорошей зарплаты уже недостаточно: люди хотят работать с удовольствием и чувствовать свою сопричастность к общему делу.

Современные работники чувствуют свою значимость только в том случае, если менеджер серьезно занимается их профессиональным развитием. Никто не хочет проработать всю жить на одном месте, делая одно и то же. И чем умнее ваши сотрудники, тем больше они хотят узнать что-то новое. Программа постоянного повышения квалификации сделает для вас лояльных и продуктивных сотрудников.

Многие из ваших молодых коллег готовы «прыгать выше своей головы», дайте вы им такую возможность. Однако доверить им по-настоящему сложную и ответственную работу без соответствующей подготовки просто невозможно.

Командные тренинги могут помочь еще и с общим настроением в компании. Возможность роста и обучения на рабочем месте традиционно позволяют сотрудникам почувствовать себя счастливыми – они знают, что нужны здесь и сейчас, а завтра спрос на их умения и знания только возрастет. Поддержка и менторство старших товарищей помогает чувствовать свою сопричастность и чувствовать себя комфортно в команде. А сильный командный дух выливается в высокие продажи и хорошую репутацию компании, как среди клиентов, так и среди специалистов.

Более того, правильные тренировочные программы помогают обмениваться мнениями о текущем положении компании «без купюр». Возможность спросить CEO о чем угодно напрямую и действительно получить ответ – дорогого стоит для современных сотрудников.

Если кратко, то вот 10 причин, почему вам стоит регулярно обучать своих сотрудников:

  1. Технологии и рынок меняются очень быстро – ваши сотрудники должны быть на передовой технического прогресса
  2. Тренинги увеличивают лояльность и удовлетворенность работой
  3. Тренинги помогают увеличить эффективность работы
  4. Тренинги формируют корпоративную культуру и репутацию.
  5. Тренинги мотивируют ваших сотрудников
  6. Обучение позволяет отвлечься от рутинных рабочих процессов
  7. Тренинги держат сотрудников в форме и помогают чувствовать сопричастность к общему делу
  8. Обучение сотрудников – это хороший задел на будущее
  9. Программа обучения сотрудников повышает стоимость компании в глазах потенциальных инвесторов
  10. Это просто весело, особенно если вы купите всем пиццу.

«Прокачивать» профессиональные навыки своих коллег можно по-разному. Но стоит помнить, что ключ к успеху – это персонализация. Обучаясь тому, что интересно именно ему, сотрудник будет выкладываться на полную. Возможно даже стоит проводить курсы, которые напрямую не связаны с профессиональными обязанностями того или иного слушателя. Так, например, ваши сотрудники смогут разговаривать на одном языке с коллегами из других подразделений.

Форма учебного процесса может быть любой. Традиционные курсы повышения квалификации, онлайн или офлайн семинары, конференции, видео-руководства и даже личный коучинг и консалтинг – все средства хороши. Для повышения эффективности обучения, стоит рассказать коллегам, как работает человеческий мозг и что можно сделать, чтобы учиться стало легко.

Но перед тем, как вы решите кто и чему будет обучать ваших сотрудников, нужно узнать их получше. Лично. Нет смысла обучать тому, что все и так знают, только для галочки. Мало кому из нас нравилось изучать обязательные, но неинтересные предметы в школе. Не стоит повторять этого и во взрослой жизни – вот 6 советов о том, как обучать ваших сотрудников эффективно:

  1. Убедитесь в том, что ваши сотрудники не знают чего-то важного

Новые знания должны быть полезными. Лучше потратить время на поиск того, что может пригодиться конкретно вашей команде, чем тратить десятки часов на обучение бесполезных или уже известных истин. Сегодня у каждого есть энциклопедия в кармане (Google) и закрыть небольшие пробелы в образовании можно за считанные минуты.

  1. Узнайте, на каком уровне знаний ваши сотрудники и на каком они хотят быть

Можно провести тесты, просто понаблюдать или спросить напрямую: чему они хотят научиться, на какой должности видят себя через несколько лет. Не стесняйтесь спрашивать и узнавать все, что может помочь в персонализации программы обучения.

  1. Помните, люди учатся по-разному

То как обучать так же важно, как и то, чему учиться. Кому-то нравится строго следовать пошаговым инструкциям и делать акцент на теории, кому-то самому искать решения незнакомых задач. Тем, кому нужно больше свободы в обучении с удовольствием посмотрят видеокурс. Те, кто любят порядок и структуру, по достоинству оценят личную работу с тренером, четкое расписание и систему оценок. Конечно, персонализация выйдет дороже, но в результате все затраты окупятся.

  1. Следите за последними трендами в обучении

Метрики, анализ данных и машинное обучение уже сейчас могут помочь вам знать, какой конкретно сотрудник нуждается в том или ином тренинге. Так вы можете корректировать свои планы на обучение сотрудников и разрабатывать программы, которые действительно работают, а не висят мертвым грузом в бюджете.

  1. Контролируйте прогресс ваших сотрудников

Совершенно не обязательно постоянно проводить серьёзные тестирования. Достаточно нескольких вопросов на понимание и проверки домашней работы обучающихся. Если программа обучения провалилась, обязательно выясните, что пошло не так. Обратная связь очень важна, если вы не хотите повторять ошибки раз за разом.

  1. Относитесь к обучению серьезно

Не стоит делать это для галочки. Отмечайте успехи ваших сотрудников, мотивируйте их на новые достижения, организуйте вечеринку с пиццей для всех, наконец.

Индустрия обучения сильно изменилась за последнее время. Больше не нужно начинать обучение с чистого листа каждый раз, когда к вам в компанию приходит вчерашний выпускник. Даже самые молодые специалисты полны энергии и жажды знаний. Они готовы познавать новое под присмотром старших коллег и сами по себе. Более того, они готовы учить других каким-то специфическим знаниям без какой-либо корыстной мысли. На их стороне последние технологии, а в карманах – доступ к самой большой энциклопедии человечества.

У людей сегодня гораздо больше свободы, чем раньше, и они с радостью ей пользуются. Никто не удивляется маркетологу со степенью по физике элементарных частиц и начинающему разработчику, который ещё вчера был литературным критиком. Эксперты Itransition постоянно учатся новому и проходят сертификации от мировых лидеров в этой области. Все понимают, что это в их интересах – получить новую степень как можно быстрее. Вообще способность быстро обучаться и находить ответы на любые вопросы в сжатые сроки ценится у нас гораздо больше, чем диплом о высшем образовании.

Обучение сотрудников – это прямой (пусть и не совсем очевидный) путь к высоким ROI и лояльности как работников, так и клиентов.

Как организовать обучение персонала

Каким бывает обучение

В условиях динамично развивающихся технологий, внедрения новых программ базовое образование не обеспечивает надлежащей квалификации персонала, возникает необходимость в получении новых знаний и навыков. Профессиональное обучение и переподготовка персонала становятся потребностью. На помощь приходит система обучения персонала.

Выделяют три основных вида:

  • профессиональная подготовка кадров;
  • переподготовка кадров (переквалификация);
  • повышение квалификации кадров.

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Подготовка персонала

Профподготовка направлена на обучение и развитие персонала, по результатам прохождения которой обучаемый приобретает квалификацию, овладевает специальными познаниями и навыками. Соответственно, его ценность как специалиста повышается.

Переподготовка

Когда необходимо приобрести новые необходимые навыки, знания или умения, освоить другую профессию или при изменении профессиональных требований к выполнению той или иной работы, тогда переподготовка — ваш вариант.

Повышение квалификации

Этот вид называют профессиональным совершенствованием. Он необходим тем работникам, которые хотят улучшить уровень знаний, стремятся к повышению в должности либо в ситуациях, когда к работе предъявляют повышенные требования.

Основные методы

Методы бывают такими, которые используются непосредственно на рабочем месте сотрудника, без отрыва от работы. То есть он продолжает выполнять обязанности и вне рабочего места, когда отправляется на занятия, которые проводят за пределами организации. Как показывает практика, второй вариант дает лучшие результаты и является более эффективным.

Обучение персонала на предприятии (рабочем месте) проводится следующими методами:

  1. Копирование. М етод основан на повторении обучаемым действий более опытного специалиста, копируя их. Чем точнее он повторяет, тем быстрее разовьет в себе новый навык.
  2. Производственный инструктаж. Его проводят с каждым вновь принятым сотрудником при трудоустройстве. Он включает в себя информацию о предстоящем функционале, знакомит с новой должностью, облегчает понимание непосредственных обязанностей.
  3. Наставничество. Метод актуален там, где требуются практические навыки. Опытный сотрудник берет шефство над молодым специалистом. Работник обучается на своем рабочем месте, получая поддержку наставника. Сначала он рассказывает, как сделать, потом показывает, помогает сделать первые шаги в работе. Подсказывает, если возникают проблемные ситуации, а затем проверяет, как обучаемый усвоил полученные навыки.
  4. Ротация. Для получения нового опыта обучаемого временно переводят на другое рабочее место. Это характерно для предприятий, в которых практикуют полную взаимозаменяемость сотрудников.
  5. Делегирование. Под делегированием понимается временная передача полномочий от одного лица другому для получения последним новых знаний, опыта. Например, если руководителю необходимо уехать в командировку, и он хочет временно делегировать полномочия другому лицу. Но для того чтобы это прошло безболезненно, ему необходимо постепенно обучить это лицо, для чего дают какие-то поручения, связанные с исполнением полномочий.
  6. Метод усложняющихся заданий. Для этого метода характерно постепенно усложнять задачи, поставленные перед работником.

Образование вне рабочего места

Наиболее эффективным считается учеба вне рабочего места. Это фронтальные занятия (лекции), активные образовательные мероприятия — конференции и семинары, работа в команде, общение с экспертами и прочее. Рассмотрим более подробно основные из них.

Этот метод используется, когда необходимо быстро передать в компактной форме большой объем информации. Лекции — отличный способ получения теоретических знаний, при котором обучение проводят эксперты. У этого метода есть достоинства и недостатки. Например, отсутствие обратной связи и невозможность установить, насколько хорошо слушатели усвоили материал, к достоинствам относятся низкие финансовые затраты и подача большого объема информации за сравнительно короткий срок.

Семинары и конференции

Этот метод является более активным, по сравнению с лекциями, поскольку в процессе учебы есть возможность коллективного обсуждения различных аспектов темы, благодаря чему совершенствуется логическое мышление. Кроме того, в отличие от лекций, занятия проводятся небольшими группами, есть возможность разобрать сложные моменты, используя как опыт преподавателя, так и обучающихся. По результатам дается оценка эффективности обучения персонала.

Деловые игры

Игровой формат предполагает разыгрывание ситуации, в ходе которой обучаемым предлагают решить поставленную задачу.

Корпоративное обучение персонала в команде или тренинг подразумевает постановку перед группой одной задачи, которую совместными силами они должны решить. Для наиболее эффективной работы с коллективом руководителю тоже необходимо участвовать в таких занятиях.

Самостоятельное обучение

При таком методе работник самостоятельно изучает предложенный материал. Обучение проходит в виде изучения аудио- или видеоуроков, работы со специальными программами. К плюсам подобного метода относится: собственный темп прохождения, отсутствие привязки к конкретному месту и времени изучения, экономия средств и времени. К минусам — отсутствие контроля, невозможность задать вопросы по изученному материалу, снижение мотивации.

Как организовать обучение персонала

Чтобы грамотно все организовать, составляется программа обучения персонала, которая включает в себя определенные шаги, следуя которым мы достигнем оптимальных результатов. Предлагаю составить пример плана обучения персонала на предприятии.

Шаг 1. Определяем цель учебы, что вы ждете. Какова цель проведения. Возможно, это повышение мотивации работников или создание кадрового резерва, повышение производительности и качества труда или подготовка сотрудников к изменению направления деятельности.

Шаг 2. Выбираем и утверждаем формат учебы. Какие формы обучения персонала будут использоваться. Определить это важно, потому что этот фактор влияет на эффективность процесса. Форма дистанционная или в виде прямого контакта непосредственно с инструктором. Выбирают исходя из удобства и специфики каждой организации.

Шаг 3. Создаем или выбираем обучающие курсы. В некоторых компаниях имеются собственные учебные центры, где разрабатываются обучающие программы. Если таких центров в вашей организации нет, обратитесь к специальным фирмам, которые профессионально занимаются разработкой этого продукта.

Шаг 4. Находим и подготавливаем тренеров. Для проведения мероприятия нужен специалист по обучению и развитию персонала — тренер. Необходимо периодически проверять уровень его подготовки и своевременно отправлять на повышение квалификации. Если же такого лица в организации нет, то его приглашают извне. Но прежде чем остановить выбор на ком-то, обязательно ознакомьтесь с отзывами, запросите документы, подтверждающие квалификацию и уровень профессионализма.

Шаг 5. Обучаем сотрудников предприятия. Начинаем с утверждения графика и программы. Обучающие организации предоставят образец программы обучения персонала. Руководителю не следует самоустраняться от процесса. Процесс обязательно контролируют, например директор по персоналу: обучение сотрудники будут проходить более ответственно, зная, что руководство держит руку на пульсе. По результатам прохождения составляется протокол обучения персонала.

Шаг 6. Закрепляем и оцениваем пройденный материал. Чтобы определить, насколько проведенные мероприятия были полезными и эффективными, проверьте полученные работниками знания. Лучше всего это сделать в форме тестов, что позволит выявить и скорректировать слабые места в переподготовке. П ри несогласии работника с итогами тестирования, при обжаловании у работодателя будет наглядное подтверждение его результатов.

Шаг 7. Анализируем результаты и подводим итоги. По итогам сотрудникам выдают анкеты, которые покажут уровень удовлетворенности пройденным курсом. Дополнительно проводят перестановки кадров, меняют оплату труда, формируют кадровый резерв. Этим работодатель стимулирует своих сотрудников к дальнейшему профессиональному развитию.

Повышение квалификации персонала

Для любой солидной организации, которая занимается какой либо деятельностью, повышение квалификации персонала — это очень важный вопрос. Чтобы удержаться на рынке товаров или услуг фирме нужны квалифицированные работники. И учитывая тот факт, что в наше время информационных технологий все быстро меняется, работники должны постоянно повышать свой квалификационный уровень. Он этого зависит стабильность и успех бизнеса.

Зачем нужно повышение квалификации?

В современное производство активно внедряются новые технологии, наука богатеет разработками, и поэтому, основная цель работы с кадрами – это постоянное обучение и повышение квалификации персонала. Ведь согласитесь, выгоднее и намного проще повышать квалификацию сотрудников, у которых уже есть опыт работы, чем нанимать новых, не имеющих основных навыков. В серьезных компаниях руководители уже поняли, что добиться качественных решений в компании трудно, если не сделаны решительные шаги в сфере подготовки персонала. В связи с этой ситуацией отделы кадров в первую очередь направляют свои усилия на обеспечение предприятия квалифицированными работниками. Повышение квалификации персонала также является первостепенной задачей.

Цели повышения квалификации

Любое предприятие, обучая свой персонал, в первую очередь преследует следующие цели:

– приспособить работника к самым новым тенденциям в профессиональном и техническом развитии;

– совершить переход на высшую ступеньку в карьерном росте. Это может быть, к примеру, руководящий персонал среднего звена или ведущий специалист.

В первом случае проводятся учебные мероприятия, которые сопровождают трудовой процесс. Происходит это на самом предприятии, без отрыва работников от производства.

Во втором случае, повышение квалификации персонала подразумевает посещение сотрудниками специализированных курсов, которые проводит само предприятие, или же занятия в профессиональных школах и учебных центрах. Во время таких занятий работнику выплачивается заработная плата, и его рабочее место сохраняется.

Повышение квалификации персонала и его преимущества

Подбор и последующая расстановка кадров: при повышении квалификации к работе привлекаются хорошие специалисты. Текучесть кадров снижается, а подготовленные работники получают от работы намного больше удовольствия, они могут себя реализовать, их усилия получают признание.

Новые технологии и производственные системы: многие компании не могут использовать широкий спектр современных технологий, так как отсутствуют квалифицированные работники. Повышение квалификации персонала устраняет этот недостаток.

Качество услуг и продукции: обученный персонал работает намного эффективнее. Особенно это касается работы с клиентами, умения искать нестандартные подходы и решения.

Выявление управленческого персонала и потенциальных лидеров: в процессе обучения могут проявить себя лидеры, имеющие способности к менеджменту и руководству.

Действенная реакция на изменяющиеся ситуации: персонал, который прошел обучение, имеет расширенные возможности для реагирования на требования клиентов, которые могут быстро изменяться.

Конкурентоспособность на рынке труда

Нужно отметить, что, кроме руководства, повышение квалификации персонала интересует и самих работников. Новые навыки и знания, приобретенные в процессе обучения, повышают конкурентоспособность на рынке труда. Перед высококвалифицированным человеком открываются новые возможности для карьерного роста на своем предприятии и за его пределами.

Полное руководство по повышению квалификации работников

Уровень профессиональной подготовки работника является значимым фактором для деятельности предприятий. На законодательном уровне определен механизм увеличения квалификации, который направлен на освоение новых знаний и умений работниками в области своей профессии.

В чем суть повышения профессиональных возможностей работника

Согласно положениям ст. 195.1 ТК квалификацией трудящегося признается совокупность знаний и умений, которые необходимы для исполнения служебных обязанностей.

ТК РФ Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

С определением квалификация тесно взаимосвязано еще одно понятие из трудового законодательства – профессиональный стандарт.

При создании стандартов для выполнения трудовых функций учитывается профессия работника и его должность. Таким образом, у работодателя появляется возможность дифференцировать трудящихся по степени возрастания профессиональных достоинств.

Почему работники хотят повысить квалификацию

Высокий уровень компетентности это не только возможность отличится среди своих трудовых товарищей, но и гарантия того, что в случае массовых увольнений у более высококлассного специалиста будет больше шансов обойти сокращение.

Для определенных категорий кадров процедура повышения трудовых навыков является обязательной.

Остальные трудящиеся стремятся выйти на новый уровень профессиональных возможностей по следующим причинам:

    Желание получить карьерный рост.

Что означает повышение квалификации? Ответ в видео:

Поскольку трудовое законодательство в качестве инициатора проведения процедуры повышения квалификации определяет работодателя, то необходимость в получении новых умений может быть обусловлено снижением производительности труда.

Как составить инструкцию по охране труда? Смотрите тут.

В данном случае руководство самостоятельно определяет то, кто из работников должен освоить новую программу.

Виды обучения

Уровень профессиональной подготовки кадров находится на разных стадиях развития, отсюда руководство предприятия может выбрать для каждого сотрудника определенный вид повышения квалификации.

Итак, в зависимости от целей, на которые рассчитана программа приобретения новых знаний в области трудовой деятельности работника, руководство может использовать следующие виды повышения квалификации:

  1. Включение определенного специалиста в исследовательскую группу, которая в рамках научной стажировки участвует в различных конференциях и семинарах, посвященных изучению и совершенствованию знаний в области определенной профессии. Как правило, на стажировку отправляют более опытных кадров, которые уже имеют высокую подготовку.
  2. Различные образовательные программы, которые проходят в вузах профильного характера. Длительность такого рода обучения составляет не более 20 часов занятий.
  3. Участие сотрудника в научно- исследовательских мероприятиях вместе с представителями иностранных государств.
  4. Направление работника в высшее учебное заведение в рамках индивидуальной стажировки. Работодатель правомочен самостоятельно выбрать сотрудника, который, по его мнению, должен повысить набор теоретических и практических знаний для успешного выполнения трудовых обязанностей.
  5. Участие в специализированных вебинарах для освоения новой программы в производственной деятельности.

Что такое повышение квалификации? Фото: ppt-online.org

Перечисленные виды повышения квалификации можно провести в рамках следующих форм:

    Краткосрочная программа, в ходе которой специалист посещает различные лекции, семинары и учебные программы.

Обязательно ли проходить повышение

Трудовое законодательство достаточно ясно толкует вопрос обязательного прохождения мероприятий по повышению квалификации работника.

Как взять больничный, если находишься в отпуске? Узнаете по ссылке.

Итак, согласно нормам ст. 196 ТК решение по поводу необходимости в получении дополнительного профессионального образования или переподготовки кадров принимает исключительно работодатель.

Отказ от получения новой квалификации может стать основанием для расторжения договора.

При установлении формы квалификационных мероприятий, а также в рамках подготовки трудящегося к образовательным программам работодатель обязан согласовывать все действия с представительным органом работника.

Цели повышения квалификации. Фото: ppt-online.org

В отношении трудящихся отдельных сфер деятельности распространяется правило обязательного обучения. Например, научно-педагогических состав, осуществляющий образовательную деятельность в высших учебных заведениях, обязан пройти аттестацию не менее 1 раза за 5 лет трудовой деятельности.

Какие гарантии сохраняются за сотрудником

Когда в «кулуарах» трудового коллектива заговаривают о предстоящих мероприятиях по получению дополнительных знаний или совершенствованию уже имеющихся навыков, большинство граждан переживают по поводу зарплаты.

Некоторые даже задумываются: «а не уволят ли после курсов?». Переживать преждевременно не стоит, поскольку ст. 187 ТК защищается представителей рабочего коллектива.

В частности, законодатель отметил, что в случае направления определённых кадров на курсы повешения квалификации, руководство обязано сохранить их месячный доход, а также должность.

Зачем повышать квалификацию сотрудников? Смотрите видео:

Если обучение связано с выездом в обособленное подразделение, оплата производится в рамках командировки и рабочее место соответственно сохраняется.

Заключение

Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки кадров лежит в основе современного предприятия любого типа. Поскольку процедура увеличения багажа знаний рабочего пересекается с исполнением его служебных обязанностей, законодатель сохраняет за тружеником весь комплекс материальных гарантий.

Разновидности повышения квалификации

Повышение квалификации направлено на усовершенствование профессиональных знаний, умений и навыков специалиста. Главная задача таких курсов – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю. Кроме того, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

Как правило, повышение квалификации проводят не реже 1 раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности. Периодичность прохождения этих курсов определяет работодатель, фиксируя свое решение в нормативном акте локального назначения.

Виды повышения квалификации

  1. Различные образовательные программы, проводимые на базе вузовских подразделений – институтов, факультетов, а также кафедр;
  2. Научные или же педагогические и целевые стажировки, проводимые для управленческо-административного сегмента трудового штата. Их проводят в специализированных учреждениях и организациях, вузах и исследовательских центрах, не только российских, но и зарубежных. Сюда включается и участие в различных научных мероприятиях, в том числе в конференциях;
  3. Краткие образовательные программы, длительностью до двадцати часов. Этот вид включает в себя и семинарские лекционные группы, и групповые тренинги, и мастер-классы, которые проводят в профильных подразделениях и филиалах вузов;
  4. Совместная исследовательская и научная деятельность, проводимая при участии зарубежных специалистов и работников других российских научных учреждений;
  5. Мероприятия по повышению квалификации в выездном формате. Сюда относят и краткие курсы и семинары в филиалах, и летние школы;
  6. Индивидуальные стажировки в подразделениях и филиалах вузов;
  7. Дистанционные интерактивные программы образования.

Формы повышения квалификации

  1. Короткие программы, длительностью менее 72 часов. Обучение по ним осуществляется в рамках актуальных проблем предметных сфер профессиональной деятельности слушателей. По окончании курса, каждый участник учебной группы составляет и защищает реферат по теме прослушанного материала или сдает экзамен. В случае успешного прохождения аттестационных мероприятий, участнику выдается сертификат, подтверждающий получение им краткосрочного повышения квалификации в учебном заведении;
  2. Длительные программы, срок полного прохождения которых составляет более ста часов. В рамках таких курсов специалисты углубленно изучают актуальные вопросы и инновации в предметных сферах профессиональной деятельности участников курса. В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации;
  3. Курсы семинаров проблемного или тематического характера, длительностью не более ста, но не менее 72 часов. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса. В конце курса, участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу. Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации;

Законодательные нормы

  1. Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового кодекса, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей;
  2. Первая часть вышеуказанной статьи регламентирует, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия;
  3. Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором;

Отличие по типу занятости

Кроме того, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов. Если выражаться точнее, то повышение квалификации можно осуществлять:

  • без отрыва от трудовой деятельности;
  • по индивидуальным программам;
  • с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы;
  • с частичным отрывом от трудовой деятельности.

Обучение персонала на производстве: как организовать эффективное обучение рабочих?

В ходе курса слушатели получат исчерпывающую информацию по нормативным документам в сфере профессионального обучения рабочих специальностей, узнают на практических примерах особенности организации системы обучения и профессионального развития рабочих, получат уникальные знания по системе наставничества.

Дефицит квалифицированных рабочих, отсутствие специалистов нужной профессии и квалификации в требуемом количестве, неработающие существующие схемы подготовки специалистов на производстве и острая конкуренция на рынке труда – это только небольшой перечень проблем, характерный сегодня для многих производственных предприятий.

С чего начать и как организовать обучение на производстве? Что делать, если система обучения не дает нужного результата? Существуют ли типовые работающие программы производственного обучения и каковы технологии успешных практик?

В программе курса повышения квалификации

1. Создание системы профессионального развития персонала по рабочим профессиям.

  • Положение и стандарты предприятия по организации профессионального обучения, образовательное подразделение и учебный центр предприятия. Постановка целей и выбор методов обучения. Источники выявления потребности в обучении. Оценка потенциала работника и его готовности к обучению. Мотивация работников к обучению. Показатели результативности обучения. Положение об оценке эффективности обучения. Использование международных стандартов ISO в организации обучения и развития персонала. Задачи внутрипроизводственного обучения по обеспечению профессиональной компетентности персонала. Квалификационные требования к руководителям и специалистам по внутрипроизводственному обучению.

2. Ключевые рабочие должности.

  • Отличие «ключевых рабочих должностей» от «рабочих основных специальностей». Резерв на ключевые рабочие должности. Необходимость выделения ключевых рабочих должностей. Критерии определения ключевых рабочих должностей. Оценка рабочих на соответствие ключевой должности. Система мотивации работников на ключевых рабочих должностях. Обучение ключевой профессии. Стажировка на ключевой должности. Повышение квалификации на основании стандартной схемы профессионального роста. Оценка готовности резерва. Эффекты от внедрения системы ключевых рабочих должностей.

3. Организационно-методические вопросы профессионального обучения по рабочим профессиям на предприятии.

  • Анализ и планирование обучения, разработка программ обучения и учебно-методических материалов. Управление затратами на обучение, бизнес-план, оценка качества обучения. Виды и формы обучения по рабочим специальностям, организация наставничества, работа инструкторов производственного обучения, преподавателей, консультантов. Методы контроля результатов обучения, организация работы квалификационной комиссии.

4. Нормативно-методическое и документационное сопровождение профессионального обучения и дополнительного образования в соответствии с дополнениями и изменениями в трудовой кодекс РФ, принятием закона об образовании, о бухгалтерском учете и иных локально-правовых актов.

  • Нормативно-правовая база документов по организации обучения, изменения и дополнения.
  • Требования норм Трудового Кодекса РФ, Федерального Закона об образовании, профессионального стандарта «Специалиста по управлению персоналом», иных локальных нормативных актов по разработке Стандарта по обучению на предприятии.
  • Ведение отчетности, взаимоотношение с контролирующими органами. Вопросы лицензирования.
  • Требования ФЗ об образовании и иных локальных нормативных актов по созданию и работе итоговой аттестационной комиссии в форме квалификационного экзамена (ст. 74 ФЗ об образовании). Обучение рабочих вторым профессиям, повышение квалификации по рабочим профессиям, целевая переподготовка. Формы документов сопровождающих обучение: Стандарт по обучению, Положение о структурном подразделении, виды договоров на обучение, требования к учебно-тематическим планам, квалификационным билетам и программам теоретического и практического обучения.
  • Положение о работе неосвобожденных специалистов, привлекаемых к процессу обучения работников.
  • Нормативно-правовые документы по согласованию учебных программ, связанных с вредными и опасными условиями труда.
  • Документационное сопровождение и особенности договорных отношений при проведении обучения, аттестации и присвоении квалификации по рабочим профессиям при различных формах обучения. Заключение договора между работником и работодателем на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Документы по результатам пройденного обучения. Анализ эффективности обучения, анкетирование.

5. Организация обязательного обучения по охране труда и промышленной безопасности в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист по охране труда». Построение отношений промышленного предприятия и Ростехнадзора в области обучения персонала.

6. Практический опыт предприятий Санкт-Петербурга в решении задачи обеспечения производства квалифицированными рабочими кадрами и закрепления их на предприятии.

Знакомство с опытом работы Учебных центров производственных предприятий Санкт-Петербурга.

  • Опыт организации системы профессионального развития персонала по рабочим специальностям на предприятии. Актуальные вопросы работы Учебных центров предприятий: лицензирование на право учебной деятельности, Положение об Учебном центре, структура, штатное расписание, распределение обязанностей. Планирование обучения, формы обучения, финансирование обучения, ведение отчетной документации
  • Подготовка рабочих кадров на предприятии, система ученичества. Ученический договор
  • Обучение рабочих смежным специальностям, вторым профессиям
  • Повышение квалификации по рабочим специальностям
  • Целевая переподготовка для работы на новом оборудовании
  • Предаттестационная подготовка и аттестация по направлениям Ростехнадзора
  • Участие учебных центров предприятий в организации системы адаптации новых рабочих и закреплении их на производстве
  • Профессиональная ориентация молодежи, взаимодействие с внешними обучающими организациями. Организация производственной практики
  • Организационно-методические аспекты обучения. Организация наставничества, работа инструкторов производственного обучения преподавателей. Оплата труда, контроль результатов обучения

7. Круглый стол. Обсуждение проблем внутрифирменного обучения персонала по рабочим специальностям.

Для кого предназначен курс повышения квалификации

Приглашаются руководители и сотрудники службы персонала, отделов подготовки и развития персонала, образовательных подразделений, межотраслевых учебных центров и все заинтересованные лица.

Раздаточные материалы

Методический материал, обеды, кофе-паузы.
Экскурсионная программа по Санкт-Петербургу как необязательная часть.

Документ по окончанию курса повышения квалификации

Ведущие курса повышения квалификации

Занятия проводят руководители и специалисты учебных центров предприятий, а также консультанты в области нормативно-методического обеспечения обучения персонала.

Ссылка на основную публикацию